Правительственная программа льготного автокредитования, запущенная весной текущего года не увенчалась особым успехом. С начала года отечественный авторынок упал на 50%, а на автомобили, которые были приобретены по льготным кредитам, пока пришлось не более 1% продаж. В такой ситуации Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила разрешить участвовать в государственной программе всем заинтересованным банкам.
На сегодняшний день льготный кредит на автомашину можно получить только в тех банках, где государству принадлежит не менее 50% капитала либо в кредитных учреждениях с собственным капиталом более 70 млрд. рублей. Таким условиям удовлетворяют только семь банков, а такого количество, по мнению антимонопольщиков, явно недостаточно. Нужно, чтобы все кредитные организации, которые заявят о своем желании участвовать в программе льготного кредитовании, имели такую возможность. По словам ФАС, данные меры позволят увеличить объемы автокредитования и решить макроэкономическую задачу увеличения объемов продаж отечественного автопрома.
В Минпромторге поддержали инициативу ФАС. Общее число выданных льготных кредитов на автомобили с еле-еле перевалило за 30 тыс., а банки настолько ужесточили требования к заемщикам, что отказывают каждому второму клиенту. В результате, минпромторг уже скорректировал прогноз по продажам льготных автомобилей на 2009 год со 120 тыс. до 100 тыс. штук и предложил сократить в два раза объем средств, направляемых на эти цели, с 2 млрд до 1 млрд рублей.
В результате возникает вопрос, как отразится увеличение числа банков, выдающих льготный кредит на покупателях? Скорее всего, это приведет к конкуренции между финансовыми организациями и, значит, к упрощению условий получения займов. Малейшее сомнение банка в вашей платежеспособности и в кредите будет отказано плюс к этому огромный пакет документов, который должен собрать будущий автовладелец, необходимость обязательного предоставления в банк копии ПТС (паспорт транспортного средства) и множество других бюрократических проволочек.
Но не следует также наивно полагать, что банки, которые решат осуществить льготное автокредитование, будут смотреть на заемщиков сквозь пальцы. Ведь риск невозврата по автокредитам очень велик, а государство данный риск не страхует.
Потенциальные заемщики в условиях финансового кризиса не горят желанием брать автомобиль в кредит, ведь по условиям договора, как только заемщик не платит за кредитный автомобиль, тут же включаются штрафные проценты. В конечном итоге должник может остаться и без автомобиля, и без денег.